Социально-экономические аспекты внедрения «электронных отношений» в России — HackZona.Ru

Социально-экономические аспекты внедрения «электронных отношений» в России

Социально-экономические аспекты внедрения «электронных отношений» в России

Тип статьи:
Со старой ХакЗоны.
С наступлением XXI века мир вступил в новое информационное общество. В процессе его создания нас ждут огромные, даже революционные, преобразования во всех сферах жизни и деятельности и в первую очередь в социальной сфере. Начнем с примера.

В России активно развивается и продвигается проект создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения». Исторически, любое государство было заинтересовано в точном знании объема людских ресурсов в чисто утилитарных целях. Переписи населения «уходят в глубь веков». Сегодня же главным в сведениях о населении страны выступают не столько потребности государства (хотя и они, разумеется, существуют), сколько потребности каждого члена общества. Вспомним. Каждому гражданину Российской Федерации хорошо известны бюрократические проблемы, возникающие перед ним в процессе получения документа, например, справки, основанной на личных данных. А что нужно сделать, чтобы получить или оставить наследство или просто приобрести автомобиль? Сколько бумаг нужно «выправить» разыскивая знакомого или архивные данные, не говорю уж об оформлении пенсии, взаимоотношений с налоговыми органами, покупке жилья и т.д. Оформление бумаг отнимает немало времени, а зачастую и нервной энергии. И время, и силы вполне можно было бы потратить более продуктивно — на любимое дело или отдых, на семью.

Можно ли избежать упомянутой бюрократической волокиты? Разумеется можно, если перевести некоторые отношения общества с государственными институтами в «электронную сферу», если ряд рутинных операций выполнять в компьютеризированных системах. Такое общение предполагает, что каждый член общества располагает определенной информацией о государственных структурах, а государство в определенном объеме, не нарушающем право человека на личную жизнь, располагает информацией о каждом человеке. Еще раз подчеркну, речь идет не о досье на каждого члена общества, а о блоке минимальных данных, позволяющих упростить общение человека с государственными структурами любого уровня.

Выгоды государства при создании подобной информационной среды кажутся очевидными — это и более четкое планирование рынка труда, региональных инвестиций, пенсионного и социального обеспечения, мониторинг социального и возрастного состояния населения страны и миграционных процессов, планирование налоговых поступлений, отслеживание криминогенной ситуации, перспективное планирование и многое другое. Но в чьих интересах все это делается? В первую очередь в интересах каждого отдельного члена общества. Открытость же информации о государственных структурах и упрощение общения с ними, со своей стороны, позволит внести еще один элемент в реализацию права на информацию для каждого гражданина. Кроме того, фактически возрастает нагрузка на чиновничий аппарат — рядовому гражданину для выполнения той или иной операции, требующей предоставления персональных данных, достаточно только предъявить удостоверение личности, все остальные необходимые данные должен будет получить чиновник из автоматизированной системы. Конечно, создание общей информационной среды влечет за собой массу юридических, технических и организационных проблем, среди которых, например, важнейшей проблемой является проблема разграничения доступа к информации и ответственности за распространение избыточных данных (вмешательство в личную жизнь), создание единых классификаторов и т.д. Сейчас я говорю лишь об основных принципах новой эры «электронного общения».

Нужно отметить, несмотря на то, что в Государственном регистре населения новых сведений о гражданах не формируется, в регламентации доступа к этим сведениям мы отстаем как от развитых стран, так и от требований международных соглашений — в первую очередь относящимся к соблюдению прав человека. Только Закон может регламентировать, какие сведения о гражданах, в каких случаях и кем могут накапливаться и использоваться. Сейчас же у нас во многих случаях этот процесс регламентируется правительственными и даже ведомственными документами.

Все перечисленные выше задачи решает автоматизированная система «Государственный регистр населения», которая на основе данных, содержащихся в базах ЗАГС-ов, МВД и ряда других. Информация в системе должна актуализироваться постоянно, а не от случая к случаю.

Возникшая в семидесятых годах прошлого столетия в Советском Союзе идея создания АСУ, охватывающей всю страну, осталась мечтой. И были тому вполне объективные причины, главные из которых, недостаточное развитие технических средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Работающие в то время большие вычислительные комплексы предполагали централизованную обработку информации в крупных вычислительных центрах, что делало, хотя и принципиально возможную разработку, запредельно дорогостоящей, даже если говорить только о подготовке, хранении и актуализации информации. А сколько средств нужно было бы вложить в организационное обеспечение

Стремительное развитие микропроцессорной техники, телекоммуникаций, программно-технических решений в области распределенной обработки данных, сделали решение задачи создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения» не только выполнимой, но и рентабельной. В качестве одного из примеров поступления средств в систему, можно назвать развитие на ее основе информационно-справочных служб и услуг. Реально, на ее базе можно построить огромное число прикладных специализированных систем.

Сейчас учет населения осуществляется в форме актов гражданского состояния в органах ЗАГС Минюста и по месту жительства в территориальных подразделениях паспортно-визовой службы МВД. Централизованные картотеки, известные как адресно-справочные бюро, созданы и используются в районах, городах, республиках, краях и областях. Никаких других сведений, кроме уже предусмотренных в действующем порядке регистрации граждан, накапливаться и использоваться в системе не будет. Беда существующей системы регистрации в том, что картотеки адресно-справочных бюро в своей массе находятся на бумажных носителях и обрабатываются вручную. Лишь 30% данных введено в компьютеризированные системы. Более чем в половине субъектов Российской Федерации к этой работе даже не приступали, поэтому на практике при поиске конкретного человека используются письменные запросы во все субъекты Федерации, ожидаются и анализируются ответы, рассылаются новые запросы. При такой «технологии» работы поиски родственников, например, могут длиться годами.

Сегодня более чем в 14 Министерствах и ведомствах только Федерального уровня используются те или иные сведения о населении: в Минобороны — о военнообязанных, в Пенсионном фонде — о пенсионерах, в избирательных комиссиях об избирателях, в налоговой службе — о налогоплательщиках и т.д. Различные структуры создают параллельно свои собственные базы данных, заполняя и актуализируя их по мере возможности. В результате нередки различные казусы. Например, повестки и уведомления рассылаются умершим, погибшим или убывшим гражданам, путаются даты рождения и даже имена. Все это вызывает негативную реакцию в обществе. Создание Государственного регистра населения — единственного источника базовых сведений о гражданах, позволит в значительной мере избегать столь неприятных ситуаций. Другое дело, что ведомственные базы данных будут дополнятся еще и своими специфическими сведениями и этот процесс также должен строго регламентироваться и контролироваться. Формально же говоря, эти базы в систему «Регистр населения» входить не будут.

Необходимость создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения» хорошо понимают в регионах. Потребность в системе такого рода есть везде. Предварительные исследования показывают, что на региональном уровне готовы приступить к ее разработке и внедрению.

Казалось бы, все хорошо, но опыт экономически развитых стран показывает, что реально можно перевести подавляющее большинство отношений «гражданин-государство» в некоторую виртуальную область, существенно упрощающую взаимное общение и облегчающую жизнь каждого отдельного человека. Значит нужно идти дальше.

Так возникает новая концепция, рожденная в информационном обществе «электронное управление» (в русскоязычных публикациях обычно используется термин «электронное правительство»). Под «электронным управлением» следует понимать применение информационной среды, созданной на основе всемерного использования средств вычислительной техники и телекоммуникаций для оказания услуг гражданам и совершенствования работы органов власти и государственного управления.

Фактически Россия уже идет по этому пути. Принята Государственная программа «Электронная Россия», успешно работает и развивается Государственная автоматизированная система «Выборы», Минэкономразвития предполагает, что, к 2010 г. должностная инструкция каждого чиновника будет доступна в Интернет любому гражданину, что позволит понять схему прохождения документов и причину задержки в их прохождении. Московская налоговая инспекция уже принимает по сети Интернет отчетные данные, ранее принимавшиеся на специальных бланках. Отправление шифровки по сети бухгалтером предприятия позволит избежать огромных очередей в инспекции и существенно упростит работу, как бухгалтера, так и сотрудников налоговых служб. Соответствующая акция внедрения необходимого программного обеспечения на предприятиях со скидками проходит с 1 по 31 июля. Пенсионный фонд представил правительству новый проект пенсионной реформы электронную систему информирования граждан о состоянии их пенсионных счетов. Реформа предполагает в будущем связь с инвестиционными процессами в России. В России активно развивается дистанционное обучение, дистанционная медицина, электронная торговля. Примеры можно продолжать и каждый из них тема для отдельной публикации.

Важно понимать, что создание «электронных отношений» не сводится к автоматизации и компьютеризации отдельных процессов, государственных, общественных и коммерческих организаций, как это предполагалось когда-то. Речь идет о совершенствовании государственного управления и системы общественных отношений на основе их реорганизации и информатизации. И понятие «реорганизация» становится ключевым.

Пока все очевидные преимущества «электронных отношений» на лицо. Но есть и серьезные проблемы, лежащие как в экономической, так и морально-этической сферах нашей повседневной жизни. Следует сказать об этом несколько слов.

Развитие «электронных отношений» — это часть общего развития государства, прежде всего экономического развития. В простейшем случае, вовлечение каждого гражданина в «электронные отношения» предполагает обеспечение ему доступа в новую виртуальную среду, наличие у него определенных знаний и соответствующего уровня жизни. Но это тема для отдельного разговора.

Большинство населения страны пока, вероятно, мало беспокоят морально-этические проблемы бесконтрольного распространения индивидуальных данных, вмешательства в личную жизнь со стороны частных лиц и государства и т.д. Людей волнуют более зримые и ощущаемые проблемы. Но так ли это будет с формируемым средним классом, который должен стать основой благосостояния государства? Все больше пишется и говориться о малом бизнесе, его значении в экономике страны. Особенно широко роль малого бизнеса подчеркивается в Москве, имеющей огромный опыт в его развитии и черпающей существенные бюджетные поступления из этой сферы. Да, малому бизнесу нужна поддержка как на государственном, так и в равной степени на региональном уровне. Но ему и нужна защита, в том числе и информационная. Ни кого уже не удивляет, что на рынке серых компакт-дисков без проблем можно купить базы данных ГАИ, МВД и т.п. Но вот недавно автору этих строк по Интернет пришло предложение купить за 120 дол. США базу данных по участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за первый квартал этого года. Предаются «все лишь» данные о покупателе, поставщике, коде товара по ТН BЭД, количестве, массе, стоимости, номере ГТД, дате сделки, банках обслуживающих сделку, таможенном терминале и т. д. (около 100 полей декларации) и возможность поиска информации по всем полям декларации. Нетрудно понять, что все эти данные были предоставлены участниками ВЭД не распространителям предлагаемой базы данных.

С первого июля 2003 г. физические лица могут пользоваться не только депозитарием коммерческих банков, но и открывать в них личные счета, с которых можно будет переводить, например, налоги или рассчитываться с государственными органами. И хотя за последнее десятилетие «особенности российского хранения денег в банке» не доведены до сведения разве что самых непонятливых наших сограждан, объективные процессы в стране кажутся таковыми, что «процесс пойдет», а значит, следует ждать предложений о продаже баз данных по личным расчетам соотечественников.

Возникновение и развитие «электронных отношений» в России очень емкая тема, собственно ей и посвящен журнал «Электронный регион». В настоящей статье сделана только попытка очертить круг вопросов, с которыми столкнется гражданин информационного общества. Но уже на предлагаемом уровне обсуждения ясно — в первую очередь следует понять, что проще всего искать в подобном положении дел виноватых, гораздо сложнее ликвидировать предпосылки, провоцирующие утечку информации из государственных, общественных и корпоративных баз данных. С нашей точки зрения, есть три уровня создания «электронных отношений». Перечислю их по мере важности и трудности реализации (от «старшего к младшему»): организационный, правовой и технический.

Если начинать «с самого начала», следует построить организационные структуры, обеспечивающие эффективное функционирование «электронных отношений», определив их иерархию, задачи, схему функционирования и уровень ответственности. Затем сформировать правовую базу работы этих структур в государстве в целом и регионах в частности, а также их отношения с гражданами так, что бы принимаемые законы «работали» не только на бумаге. Простой пример, разработанный Минсвязи РФ, определенно нужный, «Закон о цифровой подписи». Закон уже неоднократно обсуждался, у него есть сторонники и противники, но главное в том, что до последнего времени он просто не мог работать не существовало механизма его реализации. Да и стройся он под определенные, уже созданные организационные структуры, обеспечивающие его работу, многие связанные с ним вопросы могли бы и не возникнуть. Техническое обеспечение «электронных отношений», оказалось самым простым звеном в создании информационного общества. Российские и иностранные компании, активно развивают рынок информационных технологий, развиваются телекоммуникационные компании и компании-разработчики программно-технических решений, растет российский сегмент Интернет, мобильные решения во всех сферах становятся реальностью Уже упомянутая выше автоматизированная система «Государственный регистр населения», например, программно-технически практически создана, ее внедрение и развитие тормозят исключительно организационно-правовые вопросы.

Можно ли в построении информационного общества и в частности «электронных отношений» «идти по камешкам», делать все строго последовательно? Пока, вероятно, нет. И дело не только в том, что зачастую есть противоречия в ведомственных интересах. Сама задача такова, что ее решение невозможно строго по вертикали. В ее решении региональная информатика занимает уже особое место, не оставаясь полигоном проверки решений центра или воплощением, сгенерированных в центре идей. Регионы сами становятся генераторами организационно-правовых и научно-технических подходов, не редко опережая центр. Стало быть, решить стоящие перед Россией задачи построения и развития информационного общества можно только сообща. И параллельная работа, вопреки принципам системного подхода, неизбежна.

Согласно известной французской пословице «Даже самая длинная дорога начинается с короткого шага». Россия же сделала уже не один шаг по пути формирования новых «электронных отношений».
Нравится
Не нравится

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!