Примение информационно-коммуникационных технологий в соц-экономической сфере — HackZona.Ru

Примение информационно-коммуникационных технологий в соц-экономической сфере

Примение информационно-коммуникационных технологий в соц-экономической сфере

Тип статьи:
Со старой ХакЗоны.
Источник:
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Введение
1.2. Цель и задачи Концепции
1.3. Содержание Концепции и порядок ее реализации

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
2.1. Принципы правового регулирования
2.2. Механизмы регулирования
2.3. Текущее состояние российского законодательства в области применения ИКТ в социально-экономической сфере
2.4. Стратегия развития правового регулирования в области применения ИКТ в социально-экономической сфере

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
3.1. Законодательство, связанное с применением ИКТ (вопросы информации, информационных ресурсов, интеллектуальной собственности, электронной цифровой подписи, методов регулирования)
3.2. Законодательство о связи

Приложение.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Введение

1.1 (1) Совершенствование правового регулирования в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-экономической сфере (далее применения ИКТ) является одним из приоритетных направлений реформирования законодательства Российской Федерации. Разработка и эффективное применение современных технологий создания, обработки, передачи, использования и хранения информации во всех областях деятельности граждан, общества и государства в Российской Федерации невозможна без своевременного принятия нормативно-правовых актов, адекватно регламентирующих такую деятельность, создающих для этого благоприятную и предсказуемую правовую среду. В свою очередь, принятие и совершенствование такой нормативно-правовой базы должно носить комплексный, последовательный и научно обоснованный характер, а также учитывать как логику и специфику сложившихся механизмов регулирования соответствующих отношений, так и перспективы развития ИКТ в нашей стране и за рубежом.

1.1 (2) Потребность в применении системного подхода к регулированию общественных отношений, в области применения ИКТ, и в координации законотворческой работы в этой области обусловливает целесообразность и необходимость принятия и реализации Концепции развития законодательства по применению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере (далее — Концепция).

1.2. Цель и задачи Концепции

1.2 (1) Целью настоящей Концепции является создание благоприятных условий для развития области применения ИКТ в социально-экономической сфере, государственном управлении и местном самоуправлении посредством совершенствования законодательства (установления принципов и механизмов правового регулирования в области применения ИКТ, определения приоритетных и перспективных направлений совершенствования законодательства в указанной области, внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующих отношения, связанные с применением ИКТ, отмены неэффективных или противоречащих настоящей Концепции нормативных правовых актов, принятия недостающих нормативных правовых актов в соответствии с планом, предложенным настоящей Концепцией) .


1.2 (2) Настоящая Концепция рассматривает вопросы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с разработкой и применением современных технологий создания, обработки, передачи, использования и хранения информации (сфера ИКТ). Указанная предметная область имеет различные обозначения в научной литературе и в нормативных документах, различны и точки зрения на её пределы («границы»). Отмеченные терминологические различия не являются критичными для описания тех вполне очевидных (общепонятных) элементов нормативно-правового регулирования данной сферы, которые содержательно раскрываются в Концепции.
1.2 (3) Настоящая Концепция:
· исходит из приоритетности развития в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере ИКТ, прав и обязанностей, закреплённых в Конституции Российской Федерации;
· основана на анализе состояния нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере ИКТ, ее достоинств и недостатков, выявившихся в процессе правоприменения;
· направлена на стимулирование развития ИКТ и их применения во всех сферах социально-экономической жизни России с целью повышения качества и уровня жизни населения, обеспечения конституционных прав граждан, повышения конкурентоспособности национальной экономики, недопущения «информационной изоляции» Российской Федерации в условиях перехода цивилизации к глобальному информационному обществу.

1.3. Содержание Концепции и порядок её реализации

1.3 (1) Настоящая Концепция состоит из вступительного раздела («Общие положения»); раздела, посвящённого концептуальным вопросам развития правового регулирования отношений, связанных с применением ИКТ (включая принципы и механизмы регулирования, краткий анализ действующего законодательства и предлагаемую стратегию развития законодательства в данной сфере); раздела, раскрывающего основные направления совершенствования законодательства по применению ИКТ. В Приложении к Концепции содержится перечень предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации по применению ИКТ.
1.3 (2) Обязательным условием эффективности государственной политики в сфере применения ИКТ является необходимость комплексной реализации предусмотренных настоящей Концепцией мероприятий. Практическая реализация Концепции заключается в разработке предусмотренных ею изменений в действующие законодательные акты и ряда новых нормативных правовых актов, а также введении их в действие в установленном законодательством порядке, при условии соблюдения зафиксированных в Концепции принципов регулирования. Порядок осуществления указанной нормотворческой деятельности урегулирован действующим законодательством как на федеральном, так и региональном уровне. При должном внимании субъектов законодательной инициативы и иных органов государственной власти, принимающих нормативные документы в сфере применения ИКТ, реализация предложений, содержащихся в Концепции, вполне может быть обеспечена в предусмотренные ею сроки.

1.3 (3) Концепция исходит из необходимости скорейшего решения ряда первоочередных проблем законодательного регулирования сферы применения ИКТ и детального (требующего большего теоретического осмысления) изучения оставшихся проблем на последующем этапе ее реализации. Тем самым исключается торопливость в подготовке законотворческих инициатив, которая могла бы привести к некачественной проработке проектов нормативных правовых актов.

1.3 (4) Настоящая Концепция не может и не должна сводиться лишь к нормативному обеспечению реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Совершенствование нормативно-правового регулирования информационных процессов, частью которого являются предусмотренные Концепцией мероприятия, должно осуществляться независимо от текущего состояния и перспектив реализации Программы.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

2.1. Принципы правового регулирования

2.1 (1) Правовое регулирование применения ИКТ в социально-экономической сфере должно осуществляться в соответствии с устанавливаемой настоящей Концепцией системой принципов. Содержание нормативных актов в сфере ИКТ должно соответствовать перечисленным ниже принципам, включающим как общие принципы, так и принципы, специфические для отдельных аспектов регулирования правоотношений в сфере ИКТ.

2.2 (2) Правовое регулирование применения ИКТ должно соответствовать как общим принципам построения системы правового регулирования (конституционности, законности, комплексности, гласности законотворческих процедур и т.п.), так и специальным, указанным в настоящей Концепции:
· Принцип адекватности мер государственного регулирования: государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения сложившихся проблем в сфере ИКТ, и только если невозможно использование иных механизмов регулирования;
· Принцип устранения избыточных ограничительных мер: меры прямого государственного регулирования могут вводиться только в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, важнейших интересов общества и государства; приоритет должен отдаваться мерам текущего контроля за деятельностью участников рынка ИКТ перед мерами, ограничивающими доступ на рынок новых участников; в сфере ИКТ должны обеспечиваться равные условия для участников рынка и создаваться правовые условия для устранения монополизма;
· Принцип общего (недискриминационного) регулирования: применение специального регулирования в сфере ИКТ, отличного от общих (для других сфер экономики и социальной жизни) регулятивных правил, допустимо лишь в случаях, если отсутствие такого специального регулирования нарушает конституционные права граждан или содержит явную угрозу национальной безопасности;
· Принцип приоритетного использования диспозитивных методов государственного регулирования: императивные правовые нормы, могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений в сфере ИКТ, допускающим свободный выбор участниками форм и способов реализации своих прав и обязанностей и осуществление таких прав и обязанностей собственными инициативными действиями участников правоотношений в сфере ИКТ;
· Принцип функциональной определённости: государственные органы, участвующие в регулировании в сфере ИКТ, не могут совмещать функции государственного управления, контроля, надзора и регулятивные функции, а также функции разрешения споров, управления хозяйствующими субъектами на тех же рынках;
· Принцип гармонизации: российское законодательство не должно содержать норм, создающих условия для изоляции России от глобального информационного обмена, систем международной электронной торговли и охраны объектов интеллектуальной собственности; нормы российского законодательства в сфере ИКТ должны соответствовать основным подходам, выработанным и успешно применяемым в международной (зарубежной) практике, а также обеспечивать совместимость российского законодательства с лучшими подходами к регулированию данной сферы в мировой практике.

2.2 (3) К принципам регулирования, специфическим для сферы ИКТ, относятся:
· Принцип фактически доступности информации (информационных ресурсов): основной гарантией соблюдения информационных прав граждан и организаций является законодательно установленная презумпция открытости информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах и обеспечение к ним доступа всех заинтересованных лиц; владельцы государственных информационных ресурсов обязаны в обязательном порядке поддерживать их в актуальном состоянии, расширять возможности бесплатного и беспрепятственного доступа к ним (в том числе по телекоммуникационным сетям);
· Принцип консолидации государственных информационных ресурсов: государственные информационные ресурсы, как предназначенные для публичного доступа, так и создаваемые для собственных нужд отдельных органов, должны быть, с учетом режимов хранения информации и категории доступа, непосредственно доступны для всех государственных органов; необоснованное дублирование информации в информационных ресурсах разных ведомств или территориальных подразделений должно последовательно устраняться;
· Принцип обеспечения достоверности и сохранности информации: нормативные акты в сфере ИКТ должны предусматривать процедуры обеспечения достоверности и своевременной актуализации государственных информационных ресурсов; восстановления информации в случае ее утраты в одной из государственных информационных систем, устранения коллизий между государственными информационными ресурсами;
· Принцип «технологического единства» информационно-коммуникационного пространства на территории России: информационно-коммуникационная инфраструктура должна развиваться на основе совместимости стандартов, интерфейсов и протоколов, единых правил представления информации; региональные и (или) ведомственные и (или) технологические барьеры на пути обмена информацией должны быть ликвидированы;
· Принцип дифференциации требований к средствам защиты информации в зависимости от уровня их надежности и сферы их использования: должно устанавливаться различное регулирование средств защиты информации, предназначенных для использования в сфере обороны и государственной безопасности, и предназначенных для гражданских целей; уровень надежности применяемых средств защиты информации должен быть соразмерен потребностями пользователей; средства защиты информации могут свободно разрабатываться организациями и гражданами для использования в своих личных целях либо в закрытых (корпоративных) сетях;
· Принцип технологической нейтральности: законодательство в сфере ИКТ не должно закреплять возможность использования отдельных технологических решений; законодательные акты должны быть стабильными относительно тех технологических решений, которые могут применяться в рамках регулируемых правоотношений, а также не должны создавать препятствий для применения новых технологий.
2.1. (4) Необходимость последовательного соблюдения принципов правового регулирования сферы ИКТ определяется также обстоятельством, что относящиеся к данной сфере законодательные нормы существенно влияют на подходы, методы и конкретные решения в иных областях нормативного регулирования социальных отношений, поскольку в известной степени любой вид общественных отношений так или иначе связан с информационным взаимодействием участвующих в них субъектов. Игнорирование объективных закономерностей развития ИКТ и принципов правового регулирования в соответствующей сфере не только снижает эффективность правового воздействия, но и дискредитирует саму идею обязательности участия государства в регулировании отношений в сфере ИКТ.

2.2. Механизмы регулирования
2.2 (1) Для достижения оптимального результата (максимально эффективного регулятивного воздействия) в регулировании правоотношений, связанных со сферой ИКТ, необходимо заранее установить наиболее целесообразные соотношения между различными элементами механизма правового регулирования:
· между методами собственно правового (нормативного) регулирования и иными методами регулятивного воздействия,
· между различными методами правового регулирования.
Целесообразно также заранее определить, какие вопросы, в каких нормативных правовых актах будут решаться: что будет урегулировано в федеральном законе, подзаконном нормативном правовом акте.


2.2 (2) Правовые нормы объективно не являются единственным социальным регулятором общественных отношений в сфере ИКТ. Помимо системы собственно правовых норм, в сфере ИКТ сложились устойчивые и достаточно эффективно применяемые методы регулятивного воздействия, основанные на саморегулировании участников рынка; на применении норм, выработанных на корпоративном и отраслевом уровне, не относящимся к установленным государством нормам права; на использовании традиционных норм (обычаев делового оборота), включая нормы бизнес-этики. Кроме этого, специфика ИКТ обеспечила широкое распространение и чрезвычайно эффективное применение норм организационно-технологического характера (строго говоря, вообще не относящихся к социальному регулированию) и обязательность учёта зарубежной и международной практики в регулировании тех или иных социальных аспектов информационных отношений. Таким образом, политика государственного регулирования сферы ИКТ должна в обязательном порядке учитывать наличие имеющихся механизмов регулирования общественных отношений в данной сфере, помимо установленных государством норм права, и соотносить предлагаемые нормотворческие инициативы с реальной практикой применения таких механизмов. В частности, в ряде случаев (электронная торговля, использование сети Интернет и др.) существенная часть полномочий, обычно относимая к сфере государственного регулирования, успешно реализуется отраслевыми саморегулируемыми организациями.

2.2 (3) Многообразие и разнохарактерность видов правоотношений, возникающих в сфере ИКТ, не позволяют однозначно определить оптимальное соотношение императивных и диспозитивных методов регулирования для всех без исключения случаев. В то же время специфика сферы ИКТ (в частности, относительная лёгкость создания и применения относимых к ИКТ объектов, возможность обхода правовых запретов и ограничений технологическими средствами и т.п.) позволяет сделать однозначный вывод о нецелесообразности преимущественно жёсткой (императивной) регламентации правил, подлежащих применению в данной сфере. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования, допускающим свободный выбор участниками правоотношений форм и способов реализации своих прав и обязанностей и осуществление таких прав и обязанностей собственными инициативными действиями.

2.2 (4) Важным аспектом реализации механизмов правового регулирования в сфере ИКТ является соответствие мер регулятивного воздействия конституционному распределению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также вопросов, относящихся к местному самоуправлению. В этой связи недопустимо как принятие нормативных актов регионального уровня, противоречащих федеральному законодательству, так и необоснованное расширение сферы действия нормативных актов федерального уровня (в соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится лишь «федеральные информация и связь»).

2.2 (5) При выборе нормативных средств правового регулирования отношений в сфере ИКТ особое внимание должно быть уделено адекватности выбора уровня нормативного регулирования (формированию сбалансированной иерархии нормативных актов) при минимизации использования актов индивидуального действия. В частности, максимальный объём нормативных требований должен быть переведён на уровень законодательных актов прямого действия, при ограничении сферы применения подзаконных актов вопросами преимущественно организационно-технологического характера и исключении (по общему правилу) таких регламентирующих документов, как «условия осуществления деятельности» по индивидуальным лицензиям.

2.3. Текущее состояние российского законодательства в области применения ИКТ в социально-экономической сфере

2.3 (1) Российское законодательство по применению ИКТ, формировавшееся во время наиболее динамичного их развития, характеризуется, с одной стороны, большим количеством нормативно-правовых актов разного уровня, к тому же слабо согласованных между собой, а с другой несоответствием содержащихся в них норм реальным потребностям участников правоотношений. Изменения законодательной базы производились бессистемно, по инициативе различных ведомств, в отсутствие внятно выраженной государственной политики по применению ИКТ. Одним из наиболее нежелательных следствий отсутствия системного подхода к регулированию сферы ИКТ является снижение конкурентоспособности отечественного сектора экономики, связанного с разработкой и применением ИКТ, в сравнении с зарубежными странами. Эта проблема, носящая структурный характер, вызвана рядом других обстоятельств, таких как:
· наличие избыточного регулирования сферы ИКТ преимущественно мерами прямого административного воздействия (включая нормативные запреты) при недостаточном внимании к регулированию вопросов надлежащей охраны интеллектуальной собственности, обеспечения справедливой конкуренции и др.;
· отсутствие правовых гарантий прав граждан и коммерческих организаций в информационной сфере;
· коррупция среди сотрудников государственного аппарата, основанная, прежде всего, на возможности принятия решений с высокой степенью произвольности, которую они заинтересованы по-прежнему закреплять в инициируемых ими нормотворческих предложениях;
· отсутствие эффективных процедур ответственности государственных служащих и государственных органов за нарушение своих обязанностей (ненадлежащее исполнение установленных функций в сфере государственного управления), низкий уровень профилактики и наказания за такие нарушения, их высокая латентность.
2.3 (2) Для описания нормативной (в первую очередь законодательной) базы, относящейся к сфере применения ИКТ, выделяют следующие типы нормативных правовых актов:
· Конституция Российской Федерации,
· системообразующие (рамочные) законы, регулирующие базовые отношения в сфере применения ИКТ;
· видовые законы, относящиеся к правоотношениям в отдельных областях применения ИКТ или в отдельных составляющих деятельности по созданию и использованию ИКТ;
· отраслевые законы, регулирующие информационные правоотношения в отдельных (специфических) сферах социально-экономической жизни;
· законодательные акты общего характера (в том числе кодексы), содержащие нормативные правила по отдельным аспектам применения ИКТ.
· подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления и иные акты Правительства Российской Федерации, акты иных органов государственной власти), относящиеся к сфере применения ИКТ;
· законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее вопросы применения ИКТ в социально-экономической сфере;
· международные соглашения (включая двусторонние) в области применения ИКТ, участником которых является Российская Федерация.

2.3 (3) Конституция Российской Федерации является фундаментом для развития законодательства в области применения ИКТ в социально-экономической сфере. Она устанавливает основные права и обязанности участников правоотношений в сфере применения ИКТ, базирующиеся на свободе личности и свободе экономической деятельности, к которым, в частности, относятся:
· право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23 ч.1),
· право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 ч.2.),
· недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст.24),
· свобода мысли и слова (ст.29 ч.1),
· право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29 ч.4),
· свобода массовой информации и запрещение цензуры (ст.29 ч.5),
· свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; охрана интеллектуальной собственности законом (ст.44)
· ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41, ч. 3)
· право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42)
· свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28)

2.3 (4) К системообразующим (базовым) законам в сфере применения ИКТ, в частности, относятся:
· Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (1993 г.),
· Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.),
· Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.),
· Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.),
· Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (1995 г.).

2.3 (5) К видовым законам в сфере применения ИКТ относятся, в частности (всего таких законов насчитывается несколько десятков):
· Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации (1991 г.)»,
· Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.),
· Закон Российской Федерации «О правовой охране топологий микросхем» (1992 г.),
· Патентный закон Российской Федерации (1992 г.),
· Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.),
· Федеральный закон «О рекламе» (1995 г.),
· Федеральный закон «О связи» (1995 г.),
· Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (2002 г.).
2.3 (6) Отраслевое законодательство в сфере ИКТ, равно как и законодательство общего (кодифицирующего) характера включает на федеральном уровне также значительное число (до нескольких сотен) законодательных актов, принятых за последние годы и в которые периодически вносятся изменения. Региональное законодательство в сфере применения ИКТ представлено несколькими законами субъектов Российской Федерации, большей частью воспроизводящими положения федеральных законов.

2.3 (7) Существенная часть активности государственных органов как в законотворческой работе, так и в принятии собственных подзаконных актов направляется на реализацию различных форм предварительного и последующего контроля за деятельностью в сфере применения ИКТ. Зачастую необходимость государственного вмешательства в отношения в данной сфере абсолютизируется под предлогом «защиты национальных интересов» (за которыми на деле нередко скрываются лишь ведомственные интересы сторонников такого вмешательства), при полном игнорировании объективных процессов применения ИКТ, практического опыта работы российских организаций на этом рынке и зарубежного опыта регулирования. В результате всё многообразие форм регулятивного воздействия безосновательно сводится к триаде «лицензирование сертификация надзор (контроль)».

2.3 (8) Действующим законодательством устанавливается обязательное лицензирование в отношении значительного числа видов деятельности, связанной с применением ИКТ. Предусмотрено лицензирование всех видов деятельности в области связи; в области разработки, производства и эксплуатации средств защиты информации; деятельности удостоверяющих центров электронной цифровой подписи. Более того, часть лицензируемых видов деятельности выведена из общего правового режима, установленного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001 г.). Столь широкое распространение лицензирования в сфере применения ИКТ не соответствует законодательно установленным критериям введения лицензирования для той или иной деятельности (к лицензируемым должны относиться лишь те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием).

2.3 (9) Сертификация продукции и услуг в сфере применения ИКТ, как правило, носит избыточный характер, существенно обременяя участников рынка без серьезной к тому необходимости. В то же время, существующие в настоящий момент процедуры сертификации не обеспечивает действительного соответствия продукции и услуг тем стандартам, на соответствие требованиям которых производится проверка. Такая проверка носит формальный характер и не связана с контролем фактических качеств распространяемой продукции; проверяется по большей части лишь правильность оформления необходимых документов. Кроме того, неоднозначность и запутанность нормативной базы по сертификации конкретных видов продукции и услуг влечёт за собой удлинение сроков рассмотрения вопросов о сертификации (что особенно критично для такого высокотехнологичного рынка), а также обеспечивает лишь коммерческий успех деятельности сертификационных центров, как правило, аффилированных либо с органами государственной власти, отвечающих за сертификацию, либо с их отдельными сотрудниками.

2.3 (10) Неэффективными являются и меры текущего контроля (надзора) за деятельностью в сфере применения ИКТ. Надзорные органы оказались не в состоянии не только предупреждать возможные нарушения прав и законных интересов участников информационных правоотношений, но и эффективно выявлять виновных в случае совершения правонарушений, пресекать общественно опасные действия правонарушителей. При этом как надзорные, так и правоохранительные органы наделены достаточными, а в некоторых случаях и неоправданно широкими полномочиями, которые используются ими для осуществления ими разовых, бессистемных мероприятий, не основанных на стратегических и тактических программных разработках. Значительный объём властных полномочий государственных органов, которые одновременно являются ответственными за лицензирование соответствующих видов деятельности, является фактором, способным существенно затруднить работу участников рынка.

2.3 (11) Отдельного внимания заслуживает ситуация, сложившаяся с таможенным регулированием трансграничного перемещения результатов интеллектуальной деятельности. В условиях широкого распространения сети Интернет теряется смысл в контроле за информационным наполнением материальных носителей информации, перемещаемых через государственные границы. В настоящее время Российская Федерация занимает уникальное положение на международном рынке информационной продукции, фактически препятствуя собственным производителям продукции, связанной с ИКТ, свободно экспортировать её за рубеж. Для этого применяются отсутствующие в других странах исключительно обременительные процедуры, связанные с осуществлением таможенного контроля результатов интеллектуальной деятельности, что также затрудняет возврат сумм экспортного НДС.

2.3 (12) Нормативная база, связанная с реализацией конституционных прав и свобод при применении ИКТ, информационном взаимодействии граждан, общества и государства до сих пор в основном содержится в актах подзаконного характера, что обусловило её противоречивость и фрагментарность. Ни на теоретическом, ни на нормативном уровне не определен характер и степень взаимодействия законодательства в информационной сфере и других отраслей права, в первую очередь гражданского. Среди нерешенных вопросов в этой области необходимо особо отметить:
· отсутствие единого нормативного акта, раскрывающего основные права граждан в области информации (включая порядок осуществления доступа к информации) и механизм их реализации; нет также и систематизированной регламентации прав и обязанностей государственных органов при формировании государственных информационных ресурсов и получения информации из таких ресурсов;
· отсутствие предметного перечня открытой информации (включая, в первую очередь, содержащейся в государственных информационных ресурсах) при том понимании, что исходя из общей презумпции открытости информации такой перечень должен содержать минимальный обязательный набор соответствующих сведений; принципы предоставления информации (полнота, своевременность, достоверность) не закреплены в едином нормативном акте;
· недопустимо медленное формирование единого порядка информационного взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями, использования электронных сообщений (документов) и информационных сетей при таком взаимодействии;
· отсутствие систематизации и должной детализации регулирования института конфиденциальной информации;
· неоднозначность законодательного урегулирования соотношения вещных и исключительных прав на информационные объекты;

Вышесказанное позволяет сделать вывод о крайне серьёзной ситуации: немногочисленные нормы, относящиеся к информационному взаимодействию, которые включены в действующее законодательство, совершенно не обеспечены системой необходимых гарантий их исполнения — правовых, организационных, материально-технических. В результате эффективность таких нормативных правил весьма низка, механизм реализации прав граждан и организаций на доступ к информации фактически не существует.

2.3 (13) Применительно к использованию телекоммуникационных технологий, использованию услуг связи, положение с регулированием данной сферы можно охарактеризовать следующим:
· деятельность по оказанию телекоммуникационных услуг в настоящее время сопряжена с необходимостью преодоления большого количества ограничительных процедур — лицензирование, регистрация, получение разрешений, сертификация; процедуры получения разрешений, введения в эксплуатацию объектов связи чрезмерно усложнены и неэффективны;
· имеет место неопределенность полномочий надзорных и контрольных органов в области телекоммуникаций, расширительное толкование в ведомственных нормативных актах перечня полномочий, предоставленных им законом;
· законодательством в области связи оставлен без внимания ряд важнейших вопросов, связанных с деятельностью в этой области, и в частности, присоединение сетей операторов связи, оказание универсальных услуг, ликвидация фактического монополизма «традиционных» операторов;
· в текущем законодательстве о связи не наблюдается характерной для западных стран тенденции к открытию рынка услуг связи для конкуренции, его либерализации.

Попытка частично преодолеть указанные недостатки была сделана в проекте Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи», однако принятие данного законопроекта в существующем виде представляется нежелательным вследствие ряда концептуальных недостатков, связанных прежде всего с установлением неоправданно широких полномочий федерального органа исполнительной власти в области связи, а также расхождениями со сложившейся тенденцией упрощения и кодификации контрольных и разрешительных процедур.

· 2.3 (14) Основные проблемы в области охраны интеллектуальной собственности связаны с разрешением противоречий между возможностью свободного доступа к информации и защитой прав правообладателей. На текущий момент сформирована правовая база для регулирования правоотношений, связанных с использованием интеллектуальной собственности и информации как объекта гражданских прав. Однако на практике эти нормы не всегда правильно проецируются на вновь возникающие технологии, а судебная практика рассмотрения дел, связанных с компьютерными технологиями и формированием доказательственной базы, пока не сформировалась. Остается нерешённой, в частности, проблема отсутствия утверждённых процедур учёта объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов, равно как и проблемы внешнеторгового регулирования сделок по трансграничной передаче объектов интеллектуальной собственности (например, экспорт программного обеспечения) через сеть Интернет.
2.3 (15) В области регулирования средств защиты информации наблюдается необоснованно жёсткий подход, выражающийся в лицензировании подавляющего большинства видов деятельности, связанных со средствами защиты информации и криптографии, а также в обязательной сертификации всех соответствующих программных и аппаратных средств.
Примером предельной неэффективности такого подхода служит принятие Федерального закона «Об электрон
Нравится
Не нравится

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!